Рубрики
Бизнес-статьи Копирайтинг

Проблемные заказчики: Заказ Выходного Дня

Рискуя спровоцировать небольшой холивар, хочу поднять тему проблемных заказчиков. Точнее даже Внезапно_проблемных, когда сначала ничто не предвещает. Думаю, мой опыт будет полезен — да и сама лучше усвою, если запишу.

Уже наступило воскресенье, а у фермеров была привычка: после долгого субботнего вечерка зайти поглядеть скотину да и решить, что без ветеринара тут никак не обойтись.

Джеймс Хэрриот, «Из воспоминаний сельского ветеринара»

Кроме шуток. Когда фрилансеры собираются стайкой и в режиме свободного общения берутся перемывать косточки заказчикам, тема Заказа Выходного Дня всплывает с завидной регулярностью. Но мне она почему-то казалась художественной метафорой, а не суровой жизненной прозой, пока я не столкнулась с явлением лично.

Да! Если в ваш скайп или телеграм громко стучат в два часа субботней ночи, то вариантов возможно несколько.

1. Норма. Заказчик из разряда работающих на себя. Он трудится без какого-либо графика — либо его график серьезно сдвинут. Просто написал в удобное время, не имея в виду, что вы должны немедленно взяться за проект. Нормально относится к ночному общению, но не настаивает на нем.

Причем это не обязательно затворник айтишник — лично меня в свое время потряс владелец лесопилки. Его легко можно было застать онлайн на работе в любой час любого дня недели. Однако от подчиненных и контрагентов подобной приверженности человек не ждал.

2. Тоже норма, в принципе. Экстренная тревога. Подвел прежний исполнитель, стряслось что-то непредвиденное, в голове родилась действительно великая идея или ввиду изменения обстоятельств близко мелькает синий хвост уникальной бизнес-удачи — но требуются немедленные действия. Чтобы все было готово к понедельнику, хотя лучше бы вчера.

Бухгалтеры на фрилансе в сезон примерно так делают нуждающимся квартальные отчеты и заполняют декларации.

3. Внезапно проблемно. Заказчику кажется, что в его голове родилась грандиозная идея — как в предыдущем пункте. Например, придумал он запустить рекламу к какой-нибудь праздничной дате, которая грянет в ближайший вторник. Фрилансер включается и ваяет проект в режиме наскипидаренной кошки: генерирует слоганы и продающие заголовки для объявлений, выдает коммерческие предложения для писем-ответов, а то и автоворонку успевает запустить.

Для случайного знакомца не каждый готов так брать с места в карьер, уже настроившись на отдых. Ну а если заказчик постоянный и вы раньше хорошо работали? То-то.

В понедельник же обнаруживается, что это был Заказ Выходного Дня, сделанный без соблюдения золотого правила «в трезвом уме и твердой памяти». Затея оказывается отнюдь не гениальной, все отменяется — и человеку становится жалко денег! Даже если он порядочно расплатится с фрилансером из своих, осадок ведь останется. А если не захочет платить? И примется искать поводы, зацепки?

Скандал ваш будет шумным. Хотя и не обязательным — один дизайнер мне рассказывал, что у него был заказчик, который устраивал такое регулярно каждый месяц. Как-то они договаривались и оставались довольны друг другом.

Читайте также: Постоянные отношения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *