требуется сотрудник

Где искать копирайтера, когда он вам требуется?

Копирайтеры заполонили мир, и это серьезно. В профессии объективно низкий порог входа; впрочем, многие надолго не задерживаются из-за большой конкуренции и отсева. Но на их место приходят новые люди, и общий масштаб бедствия сохраняется.

Как сориентироваться в массе предложений? Упростим себе жизнь: проскочим пару этапов и снизим трудоемкость подбора. Рассортируем для начала площадки.

***

Фрилансерские сайтыСоциальные сетиТекстовые биржи и магазиныHR-проектыЛичные сайты копирайтеровДоски объявлений

Многопрофильные сайты фрилансеров

Если приступить к поиску копирайтера в поисковых же системах (тавтология), именно крупные фрилансерские сайты займут первые строчки выдачи. И в Яндексе, и в Гугле. Плюсы таких сайтов налицо: там несложно набрать персонал даже для очень крупного проекта, рано или поздно удается закрывать любые бреши.

Только надо учитывать, что «локомотивами» подобных сайтов выступают все-таки не текстовые работники. Соответственно, функционал по большому счету ориентирован на других — дизайнеров, программистов, сайтостроителей. Администрации прямо заинтересованы в этом финансово.

На стадии заказа важно вот что:

  1. В копирайтерской работе нужны специальные сервисы — для защиты заказчика от плагиата, например. На универсальных сайтах таких сервисов нет; то есть для сотрудничества вам придется дополнительно обращаться к внешним ресурсам. Искать, разбираться, даже качать программы и устанавливать.
  2.  У статей свои критерии качества, оценивать их — занятие довольно кропотливое. Дизайн видно сразу, статью надо внимательно читать, вникать — это дольше и сложнее. Зато стоимость текстовых проектов относительно невелика. Поэтому модерировать такие проекты никому не интересно.
    Технически можно сотрудничать при участии администрации, использовать гарант-сервисы, безопасные сделки, магазины. Но практически копирайтеру с заказчиком в основном приходится договариваться самим.
  3. Любому фрилансеру важно высокое место в каталоге, чтобы быть заметным и получать заказы. На крупных универсальных сайтах и каталоги бывают огромными, с десятками разделов.
    При этом системы наборы рейтинговых очков позволяют повышать свою позицию, участвуя в непрофильных проектах. К сожалению, для «набивки рейтинга» начинающие (и просто агрессивно-активные) логотипщики или там сеошники используют именно текстовые разделы. Помните про низкий порог входа? Полным-полно художников, у которых часть отзывов — за тексты; проверьте и убедитесь.
    В откликах на ваш проект гарантированно будут такие случайные люди. Большинство из них не планирует задерживаться в копирайтинге. Им нужно хоть как-то выполнить разовый заказ, желательно мелкий, и получить отзыв. Это абсолютно законно; кто-то добросовестно пишет с нормальной отдачей. Но кто-то «на отвали».
  4. Снова про рейтинг и отзывы — то и другое прямо зависит от объемов. Поэтому на больших сайтах фриланса в ТОПах много студий контента, причем некоторые из них притворяются частниками.
    Я спокойно отношусь к коллективам и сама так иногда работаю, но знаю также, что привлечение группы поддержки не всегда уместно. Самый простой пример — когда заказчику требуется от копиратйера неразглашение подробностей проекта. А исполнитель по собственной инициативе раздает статьи на десяток партнеров.

Кстати, наравне с фронтменами студий в каталогах встречаются и махинаторы-перекупщики. Это посредники, которые не имеют даже собственного штата авторов. Заказы перепродаются начинающим копирайтерам в низких ценовых категориях; иногда покупаются дешевые готовые статьи в магазинах контента.

Последний случай, по моему, самый рискованный для заказчика. Полученный текст запросто окажется слабым рерайтом или уникализированным копипастом. А то и вовсе будет продан несколько раз (пока покупатели не успеют сориентироваться).

На ведущих сайтах предусмотрена верификация пользователей. Если бюджет большой, полезно обратить внимание, верифицирован ли выбранный вами исполнитель.

Копирайтеры в социальных сетях

Копирайтеры тоже люди и общаются в социальных сетях. Даже создают профессиональные сообщества, сплетничают в развлекательных группах. Можно заглянуть туда и найти подходящего специалиста, хотя для этого нужен прикладной опыт.

С одной стороны, можно поближе присмотреться к настоящей звезде. Кстати, по опросам проект-менеджеров, подавляющее большинство звезд приходят именно по знакомству.

С другой стороны, в пабликах обитают толпы любопытствующих. Желающих попробовать себя, проверить — а правда ли, что на статьях в Интернете можно получить миллионы. И просто графоманов. Жизненно важно не растеряться в этой толпе.

Плюс надо понимать, что серьезные авторы могут не пиариться во вконтактах-фейсбуках-однокласниках, а действительно отдыхать. То есть не испытывать воодушевления от внезапного предложения работы посреди отвелеченной дискуссии. Даже если работа интересная, высокооплачиваемая и престижная.

В соцсетях можно познакомиться, втереться в доверие. Почитать, как копирайтер пишет, когда он не на работе. Но нельзя спешить и проявлять грубый напор. Так что если проект сверхсрочный — как минимум, не ограничивайтесь соцсетями, используйте и другие площадки.

Биржи вёб-копирайтинга, магазины

Речь о ресурсах, которые ориентированы исключительно на текстовые специальности. Часто одновременно с каталогом исполнителей и лентой проектов там действуют магазины готовых статей на популярные темы.

Это отличное место для массовых закупок, здесь непременно интегрированы основные инструменты для работы. Вроде автоматических выплат, автопроверок уникальности, полуавтоматического анализа текста… Опасно все это переоценивать — но и пренебрегать не стоит. Осмысленное использование упрощает даже стилистический анализ готовой статьи (еще несколько лет назад он делался только вручную). Упрощает, не заменяет!

В магазинах принято закупать так называемый «тематический контент» для заполнения статейных разделов вашего сайта и сео-продвижения. Тексты для основных страниц придется заказывать; с материалами для печати (брошюры, газеты…) и вовсе все забуксует.

По счастливой случайности на текстовой бирже можно наткнуться на журналиста или маркетолога, который только недавно пришел из офлайн. Но эти люди надолго в таких местах не задерживаются, уходят на другие площадки.

В основном же на биржах пишут либо новички, либо те, кто воспринимает райтинг как небольшую подработку, либо наоборот «выгоняющие объемы» (выдают за два дня мою месячную норму текста, если считать в страницах). Все эти люди не знают разницы между очерком и репортажем и заведомо не умеют писать маркетинг-киты.

В общем, на бирже можно найти добросовестного исполнителя за смешную цену. Но только для текстов без специальных требований, очевидно. И всегда много рисков: люди не справляются, срывают сроки, молча пропадают, предлагают копипаст, не понимают, о чем вы толкуете.

идеальный сотрудник

Заказчику предстоит потрудиться на отсеве. Сео-специалистам это вполне удобно — набирается пул авторов, тексты пишутся сотнями и тысячами. А вот собственников бизнеса (с единственным, но любимым, сайтом) я бы остерегла.

HR-сайты и «работные» проекты

На порталах по найму тоже можно обнаружить резюме копирайтеров и найти себе специалиста. Только пара нюансов:

  1. Лучше именно читать резюме, а не публиковать вакансию. Копирайтеры обычно работают проектно. Но даже те, что трудятся в студиях или в СМИ на постоянной основе, чаще вращаются во фрилансерских кругах — там разговоры по теме, там же и много вакансий. На «работные» сайты ходить особо незачем.
  2. По этой же причине обнаруженные вами резюме копиратйеров могут быть очень старыми, даже отправленными в архив. Это не означает, что человек не заинтересован в работе. Просто как мы привыкли в специализированных каталогах — заполняем профиль и пользуемся. Ничего обновлять или менять не надо. А на работных сайтах уже через месяц резюме могут убрать из «активных».

Оба пункта, я думаю, действуют и тогда, когда вы подбираете человека в штат.

Личные сайты копирайтеров

С личными сайтами заказчика ждут два очевидных минуса. Во-первых, не у всех такие сайты есть в принципе. Довольно часто мои коллеги запускают личный ресурс, а потом забрасывают; не обновляют ни портфолио, ни цены. Потому что продвигать собственный сайт дорого и трудоемко, и на коротких дистанциях поток заказов проще получить из других источников.

Во-вторых, перелопатить кучу отдельных сайтов заведомо сложнее, чем пройтись по профилям, собранным где-нибудь в одном месте. Хотя само наличие сайта уже говорит о серьезности намерений. Плюс можно не углубляться в портфолио, а составить общее впечатление прямо по тексту на главной странице.

Мне кажется, личность копиратйера на собственном сайте видна намного лучше. Я читала блоги многих своих коллег — даже тексты на профессиональные темы люди пишут по-своему. Не подстраиваясь под требования заказчика, а так, как сами считают правильным. Если подбираете человека тщательно (например, для ответственного проекта), личные сайты выигрывают.

Ну и такой фактор, как сотрудничество по договору с оплатой безналом. Среди сайтовладельцев по статистике выше процент зарегистрированных ИП и ООО, чем в среднем на рынке фриланс-копирайтинга. Заметно выше, потому что такая специальность, что многие не заморачиваются и работают на биржах без оформления. Особенно с небольшими заказами.

Доски объявлений

Доски вроде «Авито» — известная площадка, но я ни разу не слышала, чтобы кто-то из копирайтеров считал ее своей основной. Хотя вполне могу представить пару-тройку ситуаций, когда именно доска удобнее всего для заказчика.

Допустим, вы уже зарегистрированы на ней — а на каком-то незнакомом фрилансерском сайте регистрироваться не хотите. Или ищете исполнителя из своего города, да еще и с обязательными личными встречами. На досках нормальный отсев по географическим критериям (не только город, но и станция метро). Если нужно — почему бы и нет?

PS Ну а ближайший хороший копирайтер обитает прямо здесь, на этом сайте.

Наверх