Постоянные отношения

Стабильность – ценная штука

Любовь к стабильности не противоречит идеалам фриланса: приятно знать, что тебя кто-то оценил, полезно иметь небольшой постоянный поток заказов. Всегда можно отрегулировать собственную текущую нагрузку и выделить время для какого-нибудь нестандартного проекта.

В итоге есть и место творчеству, и стабильный доход. Так что постоянный заказчик – это хорошо. Кстати, постоянный исполнитель – тоже здорово, проверенный человек знает ваши требования, а вы знаете, что он умеет.

Но привыкать к ней опасно

Однако стоит привыкнуть друг к другу, как невесть откуда выскакивают подводные камни. И хорошо начавшееся сотрудничество может окончиться отвратительно, если хотя бы одна из сторон утратит благоразумие.

Исполнитель рискует:

  1. Решить, что его принимают таким, какой он есть, и выпустить на свободу свои худшие качества.

    Начать затягивать сроки, например. «Если заказчик подкидывает однотипную работу еженедельно, что значит для него пара дней? Ну, сдам вместе со следующей партией…» — так думает лансер. А заказчик молчит, но копит. И потихоньку начинает искать лансеру замену.

  1. Перестать «ловить мышей».

    Не обязательно работать тяп-ляп, но отвыкнуть от того, что в новые задачи нужно внимательно вникать. Гнать поток. Привычный (давно оговоренный) стиль, привычная подача, привычный формат. Казалось бы, заказчику всегда нравилось, значит, продолжаем в том же духе. Нет, такое срабатывает не всегда.

  1. Возомнить себя мегапрофи и ввязываться в проекты, не соответствующие собственному уровню компетенции.

    Заказчик принимал результаты труда, хвалил их в восторженных выражениях, рекомендовал лансера своим друзьям, выплачивал ему премии. И так продолжалось месяцами. Вот он, очередной проект – но не такой, как предыдущие. Ничего подобного лансер никогда раньше не делал. Но он, конечно, берется без тени сомнений, обещает все сделать. И садится в лужу с громким плеском. Заказчик теряет как минимум свое время, а лансер – репутацию. Можно извиниться, объясниться, но осадок останется.

  1. Перерасти заказчика и его проекты.

    Квалификация исполнителя со временем повышается. А вот требования к исполнению совсем не обязательно будут меняться. Интересно слушать байки про «рост вместе с проектами» и «совместное развитие» – но иногда такой рост просто не предполагается. Если у текучки меняется количество, но не качество – это абсолютно нормальная ситуация. Больше персонажей в игре, больше рисованных подарков для соцсети, больше новостей на портале, больше страниц в каталоге. И все, новый качественный уровень тут не нужен. Только больше рутины.

Заказчик рискует:

  1. Привыкнуть воспринимать исполнителя как собственного подчиненного.

    Тут гарантированно будут проблемы с планированием загрузки. Не бывает такого, что у лансера один-единственный заказчик. Лансер физически не всегда может выполнить работу в нужные вам сроки. Он может быть занят другими проектами или другими, нерабочими, делами. И вряд ли станет заранее рассказывать обо всех своих проблемах и планах: переезде, больных детях, свадьбе.

    Заказчики часто считают, что фрилансеры любят придумывать «истории из личной жизни», оправдываясь таким образом за срывы. Но штука в том, что это не всегда выдумки. И реально нужно принять, что у человека по ту сторону монитора есть своя жизнь, о который вы знаете мало – и если планируете все в одностороннем порядке, логично винить потом только себя.

  1. Оказаться неготовым к повышению цен.

    Если человек повышает цены для всех, кроме постоянного заказчика, со временем может получиться, что работать для этого постоянного уже нерентабельно. Далее следует потеря мотивации и падение качества услуг. Так что нужно либо готовиться, что цены периодически будут корректироваться, либо заранее подбирать запасного исполнителя.

  1. Решить, что лансер понимает с полуслова, и невнимательно составлять для него задания.

    Нет, телепатии не существует, и родство душ редко бывает таким уж близким. Если не объяснить, чего вам нужно, риск получить что-нибудь не то резко возрастает.

  1. Неаккуратно обращаться с деньгами.

    Очень опасно для репутации. Нельзя задерживать оплату на основании того, что вы давно сотрудничаете. Лансеры такого очень не любят, им сложно планировать свои доходы-расходы, а невинные на первый взгляд задержки усложняют все еще больше. Исполнитель не станет сразу скандалить, но, если затянуть надолго (даже честно оплатив все в итоге), можно оказаться в ситуации, когда в следующий раз от вас без предупреждения потребуют 100 % предоплату. Причем исполнитель и свое отношение изменит, и знакомым может рассказать.

А вот что может случиться с каждым:

  1. Утрата адекватности в общении.

    Можно переходить «на ты», рассказывать про свое хобби и семью. Можно вечерами травить по скайпу анекдоты и вместе ездить на отдых. До того момента, пока дружественные отношения не вступят в конфликт с бизнес-интересами. Это очень широкий пункт: звонки в два часа ночи на домашний телефон или требование работать первого января относятся сюда же. Иногда дело доходит до требований одолжить денег, и побольше. Вариантов масса.

  1. Нечеткое разделение сфер ответственности.

    Можно иногда пойти человеку навстречу. Например, бесплатно сделать правки, выходящие за рамки ТЗ, или оплатить неточно сделанную работу. Недопоняли друг другу, бывает, поправили-забыли. Но вообще-то это не нормально – у каждой случившейся накладки есть свой виновник. Нельзя привыкать, что ваши проколы остаются без последствий. Другая сторона исправит раз, другой – а потом ваши отношения резко остынут.

Получается, постоянная связь будет прочной лишь при условии, что обе стороны станут ценить, уважать и беречь друг друга. И это касается рабочих отношений тоже.