Отлично выполненная работа заслуживает не только финансового вознаграждения, но и теплых слов. Однако на практике у многих со словами проблемы. «Все понравилось» — хорошо и верно, но маловато и не слишком конкретно. Хорошие рекомендательные письма пишутся развернутыми.
Общие соображения
1. Ситуация, когда человек предлагает вам самостоятельно составить для себя благодарность (чтобы он потом только расписался) — абсолютно нормальная. Многие так поступают, для рекомендателя так даже удобнее, потому что не обременительно. Ну а рекомендуемый может представить товар лицом, выделить то, чем гордится.
2. В идеале письма размещают на сайтах сканами. Потому что фирменный бланк, подпись руководителя и печать организации — объективно усиливают эффект. Тут можно провести аналогию с грамотами в рамочках на стене. Если картинкой ну никак невозможно — пусть будет текст.
3. Правильная рекомендация выглядит красивой. Вроде бы, мелочь, но обратите внимание на объем письма, размер шрифта и верстку. Все должно умещаться таким образом, чтобы 1/2 или 1/3 страницы оставалась свободной от текста— для эффектной подписи и печати. Если отзыв получается длинным — попробуйте растянуть его на полторы страницы. А вот ужимать строки, мельчить и впихивать печать сбоку внизу — несолидно.
О чем писать
1. Писать лучше о выполненной работе. То есть общие слова, которые можно сказать о любой хорошей компании или о любом проекте — это не шибко здорово. Намного полезнее конкретно перечислить, что было сделано.
2. Допустим, делалось нечто небывалое по сложности или масштабу. Об этом непременно надо сообщить! Если все закончилось в сверхсжатые сроки — аналогично. Все, что выделяет на фоне других, здорово добавляет отзыву веса.
3. Можно упомянуть: сложность, объем, скорость. А также уровень сервиса, наличие каких-то дополнительных услуг.
4. Высший пилотаж — это рассказать в рекомендательном письме некую историю. То есть описать реальную ситуацию, с сюжетом и героями. Например, «…до выступления оставались считанные часы, а презентации не было; но N моментально нашел нам и копирайтера, и дизайнера, за что ему великое спасибо…» — уже захватывает.
5. Вместо истории можно поименно поблагодарить кого-нибудь из сотрудников компании. «Спасибо менеджеру D за то, что терпеливо предлагал нам новые и новые альтернативные варианты», «монтажники R и Q вдвоем выполнили работу целой бригады, и только благодаря им наша кампания стартовала вовремя».
В конце письма можно высказать несколько нейтральных пожеланий. Либо еще раз поблагодарить за какие-нибудь качества (внимательность, креативность…) — от имени руководства или от всего коллектива. А можно так и написать: «Рекомендую вас как крупного/заслуживающего доверия/железного/творческого поставщика».
В качестве эффектной точки остается выразить надежду на партнерство и развитие отношений, пообещать обратиться в случае чего снова. Только сами себе пишите такие обещания осторожнее! Чтобы заказчик (когда станет подписывать) не подумал, будто вы навязываетесь.
Доброе слово даже кошке приятно. Так что в процессе помните: вы делаете хорошее дело.