«Пользуйтесь брифом!» – один из первых и основных советов новичкам на фрилансерском сайте от более опытных коллег. Да. Пользуемся сами и другим советуем… Работа «наугад» может оказаться «мартышкиным трудом», и кажущаяся начальная экономия времени обернется затягиванием проекта.
Проблема мне видится в том, что важность брифа зачастую все-таки остается недооцененной. С этим инструментом работают все, но не всегда аккуратно. В тематических сообществах регулярно возникают топики «Поделитесь брифом!», а то и вовсе «Что это такое, что требует заказчик?». Коллеги не жадничают, делятся – но не всегда такая взаимовыручка идет на пользу делу.
Потому что:
1. Вопросы брифа логично подбирать под собственные индивидуальные нужды
Поясню, с позволения аудитории, на простом примере из жизни совсем начинающих райтеров (потому что мне это ближе). В стандартном брифе опытного коллеги обязательно есть вопрос: «В каком стиле писать?». Ответьте честно сами себе – вы умеете менять стили? Если нет – тогда зачем спрашиваете?
Ведь заказчик отвечает, ставит задачу – но есть объективный риск, что вы ее технически не сможете решить. Риск – дело благородное, но если уж рисковать – то нужно делать это осознанно, верно? Когда по подсказке задаете «чужие» вопросы, то будьте готовы, что отвечать за последствия придется вам.
2. Вопросы брифа не всегда бывают удачно сформулированы
Этим грешат многие. Казалось бы, очевидно: если хотите быть услышанным и понятым, говорите на понятном языке. Использование при обсуждении специальной терминологии редко бывает оправданным; только когда для второй стороны такая лексика естественна. «Умные» слова сами по себе не делают человека умнее.
Уверенный в себе профессионал не боится показаться некомпетентным, когда старается выражать мысли доступно. Наоборот, понятный (но не примитивный) язык – это проявление вежливости.
3. Бриф надо структурировать
Чем более концентрированно подается информация, тем важнее оказывается форма подачи, структура, последовательность. Хорошо заполненный бриф – как раз пример предельно насыщенного информацией источника.
Когда вопросы в брифе располагаются нелогично, на них сложнее отвечать – мысль отвечающего прерывается и сбивается. Отвечающий может что-то упустить. Поэтому нельзя располагать ваши вопросы бессистемно. Зачем осложнять клиенту жизнь? Если вам пришло в голову ввести в используемый бриф очередной (новый) вопрос, не дописывайте его в конец, а подумайте, куда лучше вставить.
***
В принципе, список можно продолжать. И все пункты будут из серии «не слишком осмысленная работа с брифом вредна и опасна». Недостаточно просто иметь этот инструмент, им надо учиться пользоваться.
Справедливости ради надо заметить, что самый лучший бриф бесполезен, если он плохо заполнен. Заказчики грешат подходом «вы же специалист, я плачу деньги, а разбирайтесь сами». При заполнении пропускают вопросы либо копируют «более-менее» подходящую информацию из Интернета.
Впрочем, такое поведение может означать обычную обескураженность заказчика, оказавшегося не готовым к вашему напору. Иногда удается достичь приемлемых результатов, задавая те же самые вопросы не подряд и кучей, а по одному, в переписке.
«Рыба», анкета, опросник – разумно максимально применять вспомогательные инструменты. Тогда взаимодействие между заказчиком и исполнителем будет более качественным. Риски минимизируются. Можно сразу предлагать возможные варианты ответов на тот или иной вопрос. Или даже использовать электронный бриф, работающий в режиме «поставьте метку». В Интернете есть профильные ресурсы, полностью посвященные разработке ТЗ и составлению вопросов для заказчиков.
Резюмирую. Правильная организация процессов (в том числе – процесса общения между сторонами) повышает КПД. Нельзя лениться, работая над собственным брифом. Можно посмотреть чужие примеры и на их основе разработать свой. Полезно время от времени пересматривать и переосмысливать составленные ранее вопросы.