Закон о рекламе: запретные темы

Раз уж я вступила на стезю законотолкования, самое время ненадолго обратиться к 38-ФЗ или Закону о рекламе, широко известному в узких кругах. Составить вроде конспекта — как не нужно делать.

Вот как выглядит недобросовестная реклама

  1. Содержит некорректные сравнения с товарами от конкурентов. «Мы лучше всех» — некорректно, потому что голословно.
  2. Порочит репутацию конкурентов.
  3. Использует метод «имитации» другого товара или бренда. Как Абибас.
  4. Выступает частью какой-нибудь монопольной схемы.
  5. Содержит ложные сведения. О свойствах товара, стоимости, условиях покупки-оплаты-доставки, об ассортименте, гарантиях и прочем.
  6. Содержит выдуманные отзывы от имени людей или компаний, истории о присужденных продукту наградах и призах, результаты исследований, статистические данные о спросе на продукт.

запрещено

Запрещается или ограничивается использование

  1. Государственной символики. Также нельзя даже косвенно создавать впечатление, будто продукт одобряется властями.
  2. Образов врачей (и просто людей в белых халатах), кроме отдельных случаев. Можно, когда рекламируется зубная паста или медуслуги. Можно, когда все делается для медицинского журнала (который только врачи и читают).
  3. Образов, связанных с курением или потреблением алкоголя.
  4. Образов оружия, оружейных терминов. Если рекламируется не оружие (а к такой рекламе предъявляется куча дополнительных требований), само собой.
  5. Оскорбительных сравнений, дискриминирующих посылов, нецензурных слов. Даже со звездочками вместо букв!
  6. Скрытой рекламы.

Иногда требуется очень подробное описание

  1. Рассказы про покупку в кредит будут нарушением без полной информации о том, кто этот кредит дает и на каких условиях.
  2. Услуга доставки товара также должна описываться полностью (включая реквизиты ответственного).
  3. Предложения поучаствовать в конкурсе или розыгрыше призов — аналогично. Хотя компании часто приглашают «узнать полные условия акции на сайте». Чтобы не запихивать в макет много текста мелким шрифтом.

Тут все коротко, а полный текст закона — в прикрепленном файле. Его, кстати, недавно меняли (что-то в части рекламирования пива), но изменения еще не вступили в силу. Специально для Мундиаля-2018 собирались смягчать часть ограничений, если не ошибаюсь.

Закон N 38-ФЗ о рекламе по состоянию на 15 мая 2017