Раз уж я вступила на стезю законотолкования, самое время ненадолго обратиться к 38-ФЗ или Закону о рекламе, широко известному в узких кругах. Составить вроде конспекта — как не нужно делать.
Вот как выглядит недобросовестная реклама
- Содержит некорректные сравнения с товарами от конкурентов. «Мы лучше всех» — некорректно, потому что голословно.
- Порочит репутацию конкурентов.
- Использует метод «имитации» другого товара или бренда. Как Абибас.
- Выступает частью какой-нибудь монопольной схемы.
- Содержит ложные сведения. О свойствах товара, стоимости, условиях покупки-оплаты-доставки, об ассортименте, гарантиях и прочем.
- Содержит выдуманные отзывы от имени людей или компаний, истории о присужденных продукту наградах и призах, результаты исследований, статистические данные о спросе на продукт.
Запрещается или ограничивается использование
- Государственной символики. Также нельзя даже косвенно создавать впечатление, будто продукт одобряется властями.
- Образов врачей (и просто людей в белых халатах), кроме отдельных случаев. Можно, когда рекламируется зубная паста или медуслуги. Можно, когда все делается для медицинского журнала (который только врачи и читают).
- Образов, связанных с курением или потреблением алкоголя.
- Образов оружия, оружейных терминов. Если рекламируется не оружие (а к такой рекламе предъявляется куча дополнительных требований), само собой.
- Оскорбительных сравнений, дискриминирующих посылов, нецензурных слов. Даже со звездочками вместо букв!
- Скрытой рекламы.
Иногда требуется очень подробное описание
- Рассказы про покупку в кредит будут нарушением без полной информации о том, кто этот кредит дает и на каких условиях.
- Услуга доставки товара также должна описываться полностью (включая реквизиты ответственного).
- Предложения поучаствовать в конкурсе или розыгрыше призов — аналогично. Хотя компании часто приглашают «узнать полные условия акции на сайте». Чтобы не запихивать в макет много текста мелким шрифтом.
Тут все коротко, а полный текст закона — в прикрепленном файле. Его, кстати, недавно меняли (что-то в части рекламирования пива), но изменения еще не вступили в силу. Специально для Мундиаля-2018 собирались смягчать часть ограничений, если не ошибаюсь.