Продуктивность и ритм

Жизненная ситуация

В свое время меня серьезно впечатлил профиль одной из коллег-фрилансеров. Она специализировалась на SMM и ежедневно тратила по 4-6 часов на скайп-консультации. При этом звонить ей по скайпу было бесполезно.

Вся полнота внимания предназначалась единственному клиенту; и никаких посторонних вопросов. Даже деловых, даже небольших, даже срочных. Она отвечала на входящие сообщения два часа в сутки (разумеется, только по будням), о чем и предупреждала объявлением на видном месте. Желающим пообщаться следовало записываться заранее — еще и время в графике находилось не для всех.

Самое удивительное, что столь суровая система работала. Можно порассуждать, а насколько это клиентоориентированный подход? И внезапно обнаружить, что принцип «я полностью в вашем распоряжении в оплаченные вами полчаса» вполне соответствует логике клиентоориентированности. Вся штука в том, на кого конкретно из клиентов идет ориентация 🙂

А теперь глобальнее

С фрилансерской колокольни четкое планирование очень удобно. И если ваша профессиональная репутация сияет маяком в ночи, люди сами станут слетаться на свет и заваливать заказам на полгода вперед. Ну а если пока не маяк? Все равно важно упорядочить хотя бы что-то.

развитие

Для начала ограничить собственный рабочий день. Стоит решить заранее, сколько вы трудитесь — четыре часа, восемь, десять… Задать длину и уж настроить себя укладываться в нее.

Это успокоит ваше подсознание, которое иногда пугается грядущих перегрузок и включает режим прокрастинации. А также отучит отвлекаться на ролики с котиками и общение в социальных сетях. Вы сами себе говорите: «Терплю до конца рабочего дня; он уже скоро, терпеть не так долго, а список дел пока отработан не до конца». И отрабатываете в спокойном режиме.

Кстати о режиме. С наскоку можно заниматься дизайном, программированием или копирайтингом ночами (ну, нагрянуло вдохновение к полуночи, поверим). Можно поймать кураж и нестись включать компьютер, едва продрав глаза. По слухам, Пушкин иногда так писал стихи — придумает пару строчек на прогулке и бегом бежит домой, к столу и бумаге.

Все можно, но это плохо и ведет к общей деградации. Надо умываться по утрам, обедать вовремя, спать не изредка, а регулярно. Аргументация всем известна, так что и объяснять тут нечего.

Лучше приступить к подъему продуктивности

  1. Попробуйте совмещать приятное с полезным. Это если работа у вас творческая. Можно думать на прогулке или во время уборки квартиры. Причем тут нет противоречия с написанным выше про график — когда человек сам планирует свой рабочий день, он может запланировать «специальную велопрогулку для эффективного копирайтинга», скажем. Закладывают же управленцы в организациях посещения библиотек, промо-выставки, совещания.
  2. Набраться идей можно в процессе общения с коллегами на профессиональные темы. Это к вопросу о выставках, ученых диспутах и просто тусовках. Только надо выбирать умных и квалифицированных коллег.
  3. Менять занятия очень полезно. Написать статью, потом набросать смешной сценарий, а следом собраться и сделать пять-шесть страниц технической редактуры. Копирайтерам вообще здорово, можно менять не только типы проектов, но и темы. Писать про кактусы и про пластиковые окна по очереди — беречь свой мозг.
  4. Мозг требует ухода. Хорошего питания (вспоминаем Эркюля Пуаро с его маленькими серыми клеточками и рыбой на ужин), кислорода, гормонов счастья. Качественный уход прямо влияет на продуктивность.
  5. Авторы книг по саморазвитию рекомендуют читать страниц по десять ежедневно, когда на проглатывание материала в один прием категорически не хватает времени. Мы от себя добавим, что за один прием ничего бы и не усвоилось. А главное — у метода «десяти страниц» есть приятный побочный эффект — книга настраивает ваше мышление на нужную волну. Читаете «как стать успешным» и уже готовы к успешности, рветесь в бой.
  6. Сугубо копирайтерская хитрость — можно выбирать из всего массива мировой литературы, в том числе художественной, книги, подходящие по стилистике, языку и настроению под конкретный проект. И читать их по чуть-чуть, мигом вспоминая, какими словами писать для тоскующих женщин или ученых-ядерщиков. Мозг подстраивается рефлекторно.
  7. Рефлексы вообще штука полезная. Пришло время присвоить себе роль собаки Павлова и выработать уйму удобных привычек. «Сели в восемь утра и начали работать», «подманили музу на запах кофе», «оранжевые наушники для важных переговоров». Сначала дрессируете себя, потом зато наслаждаетесь результатом. Нет музы? Варим кофе! Примерно так это_будет_работать.

Хотя тут важно не сыграть с собой злую шутку — рефлексы бывают и вредными тоже. «Слушаю музыку — кончаю работу», например. Зазвучит трек неожиданно, голова и отключится, потом ритм будет не вернуть.

Вон как просто. Так ритма же всем нам!