фрилансеры и ваш проект

Наём фрилансера: угрозы с приоритетами

На фрилансе хватает заказчиков, которые применяют ступенчатый метод ведения проектов. То есть сначала доверяют работу недорогому специалисту. Потом или получают удовлетворительный результат — или делают второй выстрел, чуть увеличивая бюджет и нанимая нового фрилансера подороже. Причем чаще такое практикуют не собственники бизнеса, а проект-менеджеры.

Схема выглядит вполне рационально, но! Иногда Мистер «недорогой фрилансер» оказывается для проекта критически дорогим. После него никакой профессионал вас уже не спасет.

нужен новичок или фрилансер-профессионал

Что нужно учесть, чтобы не оказаться на месте заказчика, осознавшего риски слишком поздно? Посмотрим. Под угрозой те проекты, где эффект от некачественной работы будет не нулевым, а отрицательным. То есть вы как заказчик получите дополнительный ущерб. Например вот такой:

1. Неопытный маркетолог, копирайтер или рекламщик нарушит Закон о рекламе или чьи-нибудь авторские права. Скажем, сделает в тексте упор на недостатки широко известного на рынке продукта; для пущего контраста с достоинствами вашего.

А продукт окажется зарегистрированной Торговой маркой, и пылающие гневом юристы какой-нибудь крупной международной корпорации насядут на вас не хуже всадников Апокалипсиса. Текст на половину странички — а штрафы, опровержения, возмещения, седые волосы и воспоминания на всю жизнь.

2. Также по милости слабого специалиста вы рискуете оказаться посмешищем. Классический пример — открытки и плакаты с неверными цветами государственного флага. По социальным сетям ходит уйма мемов на эту тему.

Да, фотошопом умеют пользоваться даже многие подростки, и действительно можно здорово сэкономить. Но тогда уж проверяйте все их творчество до последнего миллиметра. Сюда же отнесем глупые грамматические ошибки — именно в полиграфии и gif-баннерах они появляются очень легко, потому что никто не нанимает текстовиков «на пару строк». Хотя бы автопроверкой воспользуйтесь!



3. Настоящий кошмар может вам устроить недостаточно компетентный СММ- или СЕО-специалист. Конкретнее, загнать в бан (под фильтр) сайт или группу.

Выводить оттуда свой ресурс вы будете очень долго, с огромными расходами и с негарантированным результатом. Даже если наймете для спасения самых лучших пофессионалов по продвижению и раскрутке. Соцсети действительно банят на веки вечные — приходится начинать с нуля.

4. Не станем забывать и про легкомысленное отношение к коммерчески важной информации. У вас могут забрать базу клиентов и базу данных по продуктам, контакты, списки ключей, площадок и технологических методик, поставщиков. Такое и в офлайн-бизнесе встречается. Бесконечно перестраховываться не советую, но как минимум нужно смотреть на общую адекватность человека, которому вы доверяете сколько-нибудь важные данные.

Особенно пароли! Доступ к вашему сайту! Регулярно вижу на разных площадках людей с одной и той же проблемой — программист или контент-менеджер взял и забрал себе доступ. Нанимаете совершенно постороннего безымянного фрилансера — создайте для него новый профиль, отдельного пользователя. Не_передавайте собственный администаторский пароль. Делайте резервные копии всего подряд.

профессионально, быстро, недорого

5. И срыв сроков. Смотрите: если вы просто запускаете новый сайт для поддержки действующего бизнеса, сдвиг может быть не критичным.

Но ведь бывает, что сроки жесткие объективно — скажем, все привязано к некоему офлайн-мероприятию. Стенд должен быть готов ко дню выставки. Открытки вручаются именно на Новый год, а не после новогодних каникул. Типография для печати книги уже забронирована и оплачена. Предвыборные газеты делаются перед выборами. Лендинг для продаж билетов нужен только до концерта.

В это сложно поверить, но часть исполнителей действительно считает, что сдвиг сроков возможен всегда. Эти люди искренне недоумевают, почему заказчик возмущен — они ведь задержали всего на несколько дней и готовы сделать скидку.

Здесь важно спохватиться вовремя. То есть не ждать до последнего момента, особенно если фрилансер пропал с радаров и перестал отвечать на ваши сообщения. Может, у него действительно уважительная причина. Но разве вам от этого будет легче?

***

Я неспроста в начале уточнила, что часто ступенчатое ведение (недорого-подороже-…-самый лучший профессионал) практикуют именно менеджеры. Когда вы делегируете работу, озвучьте человеку запрет на такие эксперименты прямым текстом.

Если вы считаете, что оптимизаторством грешат только посредники-перекупы с фрилансерских бирж, то сильно ошибаетесь. Проколоться может ваш собственный секретарь или личный помощник.

Руководитель сначала работает сам, а потом сообщает, что отныне всем занимается Такойто Такойтович. Тот начинает активно перестраивать процессы и почему-то именно под описанный мной ступенчатый метод. Развитие истории представьте сами: когда случится крах, то ни вернувшийся руководитель, ни нанятые им профессионалы уже не смогут откатить все на исходные позиции. При всем старании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.