Рубрики
Бизнес-статьи Копирайтинг

Наём фрилансера: угрозы с приоритетами

Под угрозой те проекты, где эффект от некачественной работы будет не нулевым, а отрицательным. То есть вы как заказчик получите дополнительный ущерб.

На фрилансе хватает заказчиков, которые применяют ступенчатый метод ведения проектов. То есть сначала доверяют работу недорогому специалисту. Потом или получают удовлетворительный результат — или делают второй выстрел, чуть увеличивая бюджет и нанимая нового фрилансера подороже. Причем чаще такое практикуют не собственники бизнеса, а проект-менеджеры.

Схема выглядит вполне рационально, но! Иногда Мистер «недорогой фрилансер» оказывается для проекта критически дорогим. После него никакой профессионал вас уже не спасет.

нужен новичок или фрилансер-профессионал

Что нужно учесть, чтобы не оказаться на месте заказчика, осознавшего риски слишком поздно? Посмотрим. Под угрозой те проекты, где эффект от некачественной работы будет не нулевым, а отрицательным. То есть вы как заказчик получите дополнительный ущерб. Например вот такой:

1. Неопытный маркетолог, копирайтер или рекламщик нарушит Закон о рекламе или чьи-нибудь авторские права. Скажем, сделает в тексте упор на недостатки широко известного на рынке продукта; для пущего контраста с достоинствами вашего.

А продукт окажется зарегистрированной Торговой маркой, и пылающие гневом юристы какой-нибудь крупной международной корпорации насядут на вас не хуже всадников Апокалипсиса. Текст на половину странички — а штрафы, опровержения, возмещения, седые волосы и воспоминания на всю жизнь.

2. Также по милости слабого специалиста вы рискуете оказаться посмешищем. Классический пример — открытки и плакаты с неверными цветами государственного флага. По социальным сетям ходит уйма мемов на эту тему.

Да, фотошопом умеют пользоваться даже многие подростки, и действительно можно здорово сэкономить. Но тогда уж проверяйте все их творчество до последнего миллиметра. Сюда же отнесем глупые грамматические ошибки — именно в полиграфии и gif-баннерах они появляются очень легко, потому что никто не нанимает текстовиков «на пару строк». Хотя бы автопроверкой воспользуйтесь!



3. Настоящий кошмар может вам устроить недостаточно компетентный СММ- или СЕО-специалист. Конкретнее, загнать в бан (под фильтр) сайт или группу.

Выводить оттуда свой ресурс вы будете очень долго, с огромными расходами и с негарантированным результатом. Даже если наймете для спасения самых лучших пофессионалов по продвижению и раскрутке. Соцсети действительно банят на веки вечные — приходится начинать с нуля.

4. Не станем забывать и про легкомысленное отношение к коммерчески важной информации. У вас могут забрать базу клиентов и базу данных по продуктам, контакты, списки ключей, площадок и технологических методик, поставщиков. Такое и в офлайн-бизнесе встречается. Бесконечно перестраховываться не советую, но как минимум нужно смотреть на общую адекватность человека, которому вы доверяете сколько-нибудь важные данные.

Особенно пароли! Доступ к вашему сайту! Регулярно вижу на разных площадках людей с одной и той же проблемой — программист или контент-менеджер взял и забрал себе доступ. Нанимаете совершенно постороннего безымянного фрилансера — создайте для него новый профиль, отдельного пользователя. Не_передавайте собственный администаторский пароль. Делайте резервные копии всего подряд.

профессионально, быстро, недорого

5. И срыв сроков. Смотрите: если вы просто запускаете новый сайт для поддержки действующего бизнеса, сдвиг может быть не критичным.

Но ведь бывает, что сроки жесткие объективно — скажем, все привязано к некоему офлайн-мероприятию. Стенд должен быть готов ко дню выставки. Открытки вручаются именно на Новый год, а не после новогодних каникул. Типография для печати книги уже забронирована и оплачена. Предвыборные газеты делаются перед выборами. Лендинг для продаж билетов нужен только до концерта.

В это сложно поверить, но часть исполнителей действительно считает, что сдвиг сроков возможен всегда. Эти люди искренне недоумевают, почему заказчик возмущен — они ведь задержали всего на несколько дней и готовы сделать скидку.

Здесь важно спохватиться вовремя. То есть не ждать до последнего момента, особенно если фрилансер пропал с радаров и перестал отвечать на ваши сообщения. Может, у него действительно уважительная причина. Но разве вам от этого будет легче?

***

Я неспроста в начале уточнила, что часто ступенчатое ведение (недорого-подороже-…-самый лучший профессионал) практикуют именно менеджеры. Когда вы делегируете работу, озвучьте человеку запрет на такие эксперименты прямым текстом.

Если вы считаете, что оптимизаторством грешат только посредники-перекупы с фрилансерских бирж, то сильно ошибаетесь. Проколоться может ваш собственный секретарь или личный помощник.

Руководитель сначала работает сам, а потом сообщает, что отныне всем занимается Такойто Такойтович. Тот начинает активно перестраивать процессы и почему-то именно под описанный мной ступенчатый метод. Развитие истории представьте сами: когда случится крах, то ни вернувшийся руководитель, ни нанятые им профессионалы уже не смогут откатить все на исходные позиции. При всем старании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *