Крылатые фразы: откуда они летят?

Вы замечали, что реклама активно обогащает русский язык? Появляются новые идиомы, находятся меткие метафоры.

Вот например.

«Не тормози — сникерсни!»

«Айс? Не айс!»

«Иногда лучше жевать…»

И собеседнику сразу понятен посыл до мельчайших эмоциональных оттенков.

Вполне вероятно, что эти фразы «застрянут» в разговорной речи надолго, чтобы потом не исчезнуть, а перекочевать в русский литературный. Пусть прямо сейчас кому-то они кажутся вульгарными.

По аналогии с многочисленными устойчивыми выражениями, придуманными акулами пера в девятнадцатом веке. Тогда приходилось изворачиваться ради словесной передачи картинки в условиях недоступности фото и прочих инструментов визуализации.

Сейчас информационный поток резко возрос, фото хватает с лихвой — и текстовикам снова приходится изворачиваться, чтобы выплыть. То есть выделиться. Логично.

***

А еще все это можно исследовать! Ради практической пользы в рекламном деле.

Для начала ради интереса я пособирала самые громкие слоганы последних лет, набрав несколько десятков узнаваемых. Обнаружила тенденцию: в народ из этих десятков ушли фразы, зародившиеся в пищевой рекламе (напитки относим сюда же). Хотя иногда добавляется сарказм.

Еда: «Россия — щедрая душа!», «Имидж — ничто, жажда — все», «Бери от жизни все», «И пусть весь мир подождет», «Райское наслаждение», «А мужики-то не знают»…

Не еда: «Вы все еще кипятите?», «Вы этого достойны», «Мечты сбываются», «Мы работаем — вы отдыхаете», «Управляй мечтой»…

Идея раз

Можно попробовать объяснить это широтой трансляций и лихой креативностью пищевиков — но ведь и ролики про моющие средства делают креативными и активно крутят, и про кошачьи корма. Предвыборные политические лозунги опять же вспомнить — они и смешные, и афористически меткие, и звучат из каждого утюга. Но благополучно забываются.

Идея два

Вторая гипотеза — крылатые фразы «ловит и удерживает» молодежь, потому что не стесняется вставлять их в свою речь. Соответственно, основным источником таких фраз становится реклама, ориентированная на молодежную ЦА. Тоже не очень годное объяснение. Тинейджеры разве только едой интересуются.

Все равно не понятно

И еще остается открытым вопрос — когда непищевым креативщикам все-таки удается создать нечто громкое, вроде «Ты этого достойна» или «Мечты сбываются» («…только не у меня» — народ продолжил :)) — можно ли это считать признаком качественной работы?..