Оформление портфолио копирайтера

Работы, описания, подача

Базовый принцип — для поиска, просмотра и оценки работ в портфолио потенциальный заказчик должен совершить минимум телодвижений. Отсюда вытекает несколько рассуждений.

1. Если работаете на нескольких биржах, плюс пользуетесь соцсетями и личным сайтом, то портфолио также лучше продублировать несколько раз. Пусть не полностью, а перенеся на конкретную площадку лишь часть работ. Для окружающих так удобнее, чем ходить по длинному ссылочному пути, особенно если этот путь уводит их в неведомые зоны Рунета. Каждой площадке — своя копия портфолио.

2. Работы лучше размещать файлами. Не ссылками на сайты, где эти тесты реально используются, а файлами. Ссылки можно оставить как дополнительное украшение, как подтверждение реальности проекта. Но вообще-то люди не любят на что-то кликать и куда-то лазить. Кстати, есть еще момент: написанный вами текст совсем не обязательно будет надежно храниться на чужом сайте, для которого делался. Его могут заменить, видоизменить, дописать, отредактировать… Вы думаете, что показываете свою работу, — а по ссылке вместо нее давно располагается нечто совершенно другое.

3. О файлах чуть подробнее. Текстовые форматы не слишком хороши. Они могут индексироваться поисковыми системами, а это не нравится заказчикам-владельцам: им-то нужна уникальность! Кроме того, чтобы открыть текстовый файл, нужно делать дополнительный клик мышкой. Лишнее движение. Текст со скринов можно читать сразу. Поэтому — делайте скрины, размещайте тексты в портфолио картинками.

4. Хорошее изображение должно быть «чистым» (без любимых Word красных подчеркиваний и без отпечатка курсора) и аккуратно обрезанным. Первое делается очень просто — переходите в текстовом редакторе режим просмотра и делайте скрин оттуда. Обрезать нужно все, кроме собственно текста с небольшими полями вокруг. Нужный функционал есть в любой графической программе, начиная с Paint, но важно не забывать и не лениться.

5. Правильная работа для портфолио не должна быть тяжелой. В противном случае она долго грузится, плохо открывается, вылезает за границы экрана — и прочее, и прочее. В общем, сделать картинку полегче легко (вышел каламбур 🙂 ). Можно уменьшить разрешение. Или убрать в настройках цвета, сделать изображение черно-белым (мы же не о дизайнерских работах рассуждаем, а о текстах, потеря цветов не критична). Либо использовать формат гиф, который, впрочем, некоторые сайты не любят и отказываются отображать.

6. Можно делать скрины не из текстового редактора, а непосредственно со страниц сайта или печатного издания. Однако если вашу статью отредактировал человек L., сверстал F. и дизайнерски облагородил N., будет хорошим тоном упомянуть всех этих людей в описании работы. Вместе с названием площадки.

7. Большое портфолио выглядит внушительно, но мало кому будет интересным искать иголку в стоге сена. При просмотре портфолио заказчики ищут конкретный формат (скажем, письмо, научную статью, сценарий) или конкретную тематику. Заливать в портфель все подряд — не требуется. Залитые работы нужно обязательно группировать.

8. Названия материалов очень важны. Они должны быть подробными и информативными. Даже если искушение использовать интригующий заголовок почти непреодолимо, делать это не всегда разумно. Скажем, редактору сайта крокодильего заповедника нужен от вас пример новости про крокодилов — он станет искать в названиях слова «новость» и «крокодил».

9. Можно объединять циклы статей в пакеты. На некоторых площадках доступен такой функционал — к каждой работе в портфолио загружается по несколько файлов. Удобно. Если функционала нет, можно «склеивать» тексты (или их отрывки) в одно изображение. И заливать единым файлом.

10. Когда при выполнении работы имела место креативная компонента или какие-то профессиональные сложности, об этом следует прямо сказать в описании (если описание в принципе есть). Самый простой случай — тексты, адаптированные под ключевые запросы. Вместо того, чтобы устраивать посетителю квест «найди запрос», надо прямо перечислить, какие слова и фразы вписаны. И отметить их на скрине, чтобы заказчик оценил органичность и ловкость.

11. Какие-то работы нельзя публиковать в портфолио в принципе. Какие-то — можно, но не ранее, чем через год-пять-десять после использования заказчиком. Какие-то принято показывать в частном порядке, по запросу, но не размещать в общем доступе. Ежу понятно, что здесь надо думать и быть внимательнее.